Религиозные организации России. Познавательные статьи о городах, регионах, краях и областях
Общественная практика, в который раз подтверждает истину, что нет окончательных решений общественных проблем, а есть лишь решения отвечающие духу времени. И с приходом новых обстоятельств оказывается, что эти старые установления не так уж хороши. Такая мысль приходит на ум в связи с тем, что обращение к истории религиозных организаций освежило не только историческую память народа, но и старые конфликты. Всё это сделало актуальной задачу развития законодательства в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Первый вопрос, который должен быть решен в законодательстве, - предоставление религиозным объединениям принципиальной возможности открыто занять надлежащее место в социуме, поскольку российское общество все еще далеко от понимания того, что отделение церкви от государства не означает исключения религиозных ценностей из общественной жизни, а религия оказывает глубокое влияние на общественные ценности. В этом смысле показательны слова Дж. Вашингтона: " Любые традиции и тенденции, способствующие политическому процветанию, имеют своим неиссякаемым источником
религию и мораль. Патриотический пыл лишен всякого смысла, если им низвергаются эти великие столпы человеческого счастья ". Обществу необходим целесообразный баланс церкви и государства, ибо при нарушении его оба социальных института перестают нормально исполнять свои функции, и тогда общество ожидают тяжелые времена.
Далее, если говорить о правовом статусе религиозных организаций, то взвешенный подход к его определению в демократическом обществе предполагает признание объективной реальностью их корпоративные потребности, а также право удовлетворять подобные потребности законными путями и средствами, что является весьма актуальным на сегодняшний момент.
Более сложен вопрос о том, в какой мере сегодня в религиозной сфере необходим информационный контроль за происходящим, какими адекватными юридическими нормами он может быть обеспечен и каковы могут быть его последствия. Объективно ситуация в духовной сфере в России выглядит следующим образом. Распространение мировых религий на ее территории происходит на порядок медленнее, чем распространение тех религий, которые могут быть отнесены к новым. При этом значительная часть последователей традиционных религий воспринимают религию лишь как момент национально-культурной
идентификации . В стране, где предстоит еще выработать свою государственную идеологию, у части общества существует установка, что ее роль может выполнять религия в том или ином конфессиональном выражении. Существенно и то, что она воспринимается человеком как фактор самоидентификации (в частности национально-культурной как уже было сказано). Размежевание населения многонационального российского государства по этноконфессиональному признаку стало отличительной чертой нашего времени.
Для части наших сограждан религия стала формой протеста и ухода от неприемлемой для них современной социально – политической действительности. Эти и другие обстоятельства обусловили то, что на религиозные институты обществом и даже государством возлагаются немалые надежды.
Сейчас наиболее активны в религиозной сфере харизматические направления, которые привлекают молодежь своей динамичностью, обращенностью к современным проблемам и склонностью давать достаточно простые ответы на весьма сложные вопросы. Пустоты в мировозренческой ориентации молодежи активно заполняются также учениями новых религиозных движений (включая так называемые субъект – религии), связанные с различными вульгаризованными вариантами групповых тренингов, нацеленных на укрепление веры индивида в собственные силы и его возможно более успешную социализацию. Растет
интерес к мистике.
В условиях религиозного плюрализма все большее признание получает идея свободы вероисповеданий, что, естественно, создает почву для злоупотреблений этой свободой. Современная социальная ситуация в мире характерезуется одновременно как невиданным ростом преступности, так и мощным подъемом старых и порождением все новых религиозных движений; причем и то, и другое перешагивает государственные границы, обретая международный характер.
На фоне общего роста преступности преступность, связанная с религией, еще не играет значительной роли, однако данный вид преступности явно набирает силу, о чем свидетельствуют многочисленные потрясшие мир случаи (" Храм народов", "Ветвь Давидова", "Белое братство", "Аум синрикё", всевозможные сатанинские группы и т. д.).
Новые религиозные движения, характер и направленность которых не всегда открыты не только для широкой общественности, но и для специалистов – исследователей, приобретают сегодня угрожающую мощь, обладая сотнями тысяч последователей из разных (в том числе и преступных, и привилегированных) слоев общества и в разных странах мира, сложной, разветвленной и хорошо отлаженной (чуть ли не военной) организацией, более чем солидной финансовой, хозяйственной и пропагандистской базой (включая десятки газет и журналов, радиостанции и телеканалы), а в ряде случаев – оружием
(легальным или нелегальным ).
Говоря о проблеме юридической характеристики деятельности религиозных организаций нельзя не упомянуть о проблеме правового регулирования их деятельности, ввиду того, что эти важные вопросы находятся в неразрывной связи, которая обнаруживает причинно – следственный характер. Ввиду несовершенства и несоответствия реалиям сегодняшнего дня законодательной базы, регламентирующей деятельность различных религиозных движений, хлынувших непрерывным потоком в Россию после переломного момента истории конца 1980–х – начала 1990–х гг., юридическую характеристику их деятельности
будет сделать весьма затруднительно (создание таковой законодательной базы сопряжено с некоторыми проблемами, в том числе и с объективными: развал государства, нестабильная социально – политическая обстановка и т.д.).
Дополнительно можно посмотреть здесь -:
и далее
|